Дело Белой Вороны
« НазадВ Ярославле и Ярославской области в октябре 2022 года команда проекта «Без агрессии в сети: профилактика буллинга и деструктивного поведения подростков через правовое просвещение и развитие социальной активности» организовала и провела пять мероприятий по профилактике буллинга в детских творческих коллективах, в том числе две ролевые игры «Белая Ворона» и «Буллинг-Мафия», интерактивный образовательный квест «Путешествие в Правоград», тренинг по волонтерству и социальной активности и тренинг по профилактике буллинга в соцсетях.
28 октября 2022 г. была проведена ролевая игра «Белая ворона». Мероприятие прошло в конференц-зале Гостиничного комплекса Волжская жемчужина по адресу: Ярославль, Волжская набережная д.2Б. В мероприятии приняло участие 32 человека – ребята, занимающиеся в детских творческих и спортивных коллективах. Ролевая игра проводилась модераторами, членами команды проекта, с участием волонтеров.
Ведущие ролевой игры: Дугинова Т.Л., руководитель социально-значимого проекта «Без агрессии в сети», адвокат Московской областной палаты адвокатов, кандидат наук, Ансеева Е.И – главный координатор социально-значимого проекта «Без агрессии в сети», директор АНО Центр поддержки творчества и молодежных инициатив Гранд, более 10 лет . Модераторы : Бызова И.В.и Трофимова О.А.
Руководитель проекта Дугинова Т.Л. познакомила участников мероприятия с проблемами буллинга в трорческих коллективах, спорте, в школе и соцсетях. Ребята узнали о правах ребенка, видах ответственности за противоправные деяния, способах защиты своих прав, включая право на честь, достоинство, доброе имя и репутацию.
Модераторы познакомили участников с правилами проведения ролевых игр, а также с целями и задачами ролевой игры «Белая Ворона» .
На предварительном этапе перед ролевой игрой участники выполнили задания и упражнения на знакомство, сплочение коллектива, приобрели навыки командной работы, узнали друг друга. При выполнении коллективных заданий модераторы смогли выявить лидеров, активистов.
На втором этапе проходило распределение ролей между участниками с учетом результатов проведенных упражнений. Были выбраны две Белые вороны (Белая ворона- звезда, Белая ворона-неумеха), агрессоры, нейтральные наблюдатели, друзья агрессоров, друзья Белой вороны, учитель, адвокаты, прокурор, сказочный суд). Модераторы обсудили задачи каждого игрока.
Затем с помощью модераторов и волонтеров были разыграны две типичные ситуации буллинга в творческом коллективе: 1. Белая ворона – новая звезда творческого коллектива, все главные роли отдают ей. 2. Белая ворона – неуклюжая, тянет коллектив назад, из-за нее нет первых мест. Задача обеих ворон , жертв буллинга – остановить травлю.
Как показывает опыт проведения этой игры, жертва самостоятельно не может остановить травлю. Каждая ее попытка лишь подливает масла в огонь. Зачастую дети забывают, что это игра и втягиваются в самый настоящий жесткий буллинг. К большому сожалению, редко когда кто-нибудь из игроков пробует защитить жертву. Для большинства – это развлечение. Они не думают о том, что причиняют игроку-жертве реальные нравственные страдания. Модераторы внимательно корректируют ситуацию и немедленно останавливают игру, когда игрок-жертва теряет возможность защиты.
Обсуждение результатов первой и второй ситуации буллинга после остановки игры – важнейшая часть тренинга. Ведущие проводят анализ ошибок в поведении как жертвы, так и других участников игры. Затем проводится коллективный поиск решения, что нужно было делать жертве и другим игрокам. Модераторы раскрывают правильный алгоритм поведения для жертвы буллинга, чтобы пресечь травлю. Здесь необходимо отметить, что речь идет о психическом насилии. В случае физического насилия над жертвой алгоритм поведения один - обращаться в полицию, так как это преступление.
После того, как Белые вороны вооружились секретом противодействия буллингу, снова проводится проигрывание тех же двух ситуаций. Задача жертв буллинга – использовать алгоритм правильного поведения. Эффект приводит в изумление всех участников. Травли Белых ворон не получается.
Третий этап ролевой игры - судебный процесс по защите прав Белой Вороны. Ведущий - руководитель проекта, адвокат Дугинова Т.Л. Игроки разбиваются на команды: сторона Белой Вороны, сторона буллеров, свидетели, адвокаты, присяжные, судья. Прожив роль "сказочного" обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, судьи, адвоката, ребенок получает настоящий жизненный опыт, который поможет ему в реальной жизни защищать свои права, честь и достоинство.