1. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  2. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  3. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  4. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  5. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
АНО "ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСТВА И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ ГРАНД"СМИ

Методика тренинга по правам ребенка

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА 

Цель:

Ликбез по основам гражданского образования и формирование правовой культуры детей и подростков. 

Целевая группа:

Дети и подростки от 6  до 20 лет

Задачи:

- Познакомить целевую группу с Конвекцией о правах ребенка.

- Познакомить целевую группу со структурой государства, третьим сектором и ролью НКО в развитии гражданского общества

-  Способствовать осознанию ответственности за свои права.

- Познакомить подростков с основными правами и свободами.

- Развивать правовую культуру,  познавательную  и социальную активность.

- Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

- Закрепить знания, полученные во время тренинга.

Продолжительность : 3 часа

Тема 1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

1.1. История принятия Конвенции о правах ребенка.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принялаДекларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях , признавать и защищать их права. 
Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября  1989 года была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Вопрос к учащимся:  В чем различие документов Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка?

Дискуссия с наводящими вопросами от ведущего.

Декларация = образец-призыв

Конвенция = договор, обязательный для выполнения.

После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира. 
Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.

 
Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

 
Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.


В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира. 

После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира. Уже в первый день (26 ноября) Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

 
Наша страна, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все названные в ней права. Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше. Это же в ваших интересах!

1.2. Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Участникам тренинга раздается Конвенция о правах ребенка и учебные карточки.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ.

В Конвенции 54 статьи. Каждая статья  описывает определенное право ребенка.

Почти все права можно разбить на 4 группы. И мы это с вами попытаемся сделать.

КОНКУРС 1.

Четыре помощника ведущего  держат 4 плакатика с названиями групп: защита, выживание, развитие и участие в общественной жизни.

У каждого из ребят есть карточка с одной из статей Конвенции о правах ребенка. Вы внимательно читаете свою статью и потом направляетесь к той группе, к которой эта статья относится.

Пример . У меня карточка со ст.15. В ней написано дети имеют право встречаться с другими детьми , вступать в организации или создавать их. Очевидно, что мне нужно подойти в группу Участие в общественной жизни.

 У детей есть возможность получить подсказку и обсудить , в какую группу присоединиться у помощников, держащих плакатики. Выиграет та группа, где у плакатика соберутся ребята с карточками соответствующих статей Конвенции и не будет лишних и заблудших.

За отдельным столом сидит жюри . Это «игроки»: прокурор, полицейский, судья, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, правозащитник. По окончании конкурса жури подводит итоги. Каждый из членов жюри рассказывает о своей роли в защите прав ребенка и со своей профессиональной точки зрения комментирует итоги конкурса.

 

КОНКУРС 2.

Вопросы для сформировавшихся в результате 1-го конкурса четырех групп, кто быстрее ответит. Можно и нужно пользоваться раздаточным материалом – Конвенцией о правах ребенка. Кто готов ответить, поднимает руку. За каждый правильный ответ присуждается бал. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Подсчет баллов поручается жури, состоящему из «игроков»: прокурора, полицейского, судьи, социального педагога, уполномоченного по правам ребенка, правозащитника

Вопросы:

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и за­бавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы наруше­на, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)

3. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе­реть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватыва­ет и читает письма, адресованные мальчику. Какую ста­тью Конвенции он нарушает? (Статью18. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного по­сягательства на его честь и репутацию».)

5.  Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленуш­ки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

Обсуждение итогов конкурса. Жюри производит подсчет баллов. Представитель жюри комментирует правильность ответов.

КОНКУРС 3.

Вопросы для командного обсуждения ситуации. Для подготовки ответа дается 1 минута. Ситуации озвучивают «игроки» : прокурор, полицейский, судья, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, правозащитник, - представляя их как случай из их практики.

 Ситуация 1

В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, — переходите в другую школу.

Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2.

Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письмен­ные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списыва­ли. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на пере­мене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?

Ситуация 3.

Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените дей­ствия родителей.

Ситуация 4.

Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей по­дарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцени­те действия родителей.

Обсуждение итогов конкурса. Жюри производит подсчет баллов. Представитель жюри комментирует правильность ответов.

КОНКУРС 4  «В гостях у сказки»

Задание: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

1                   В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

2                   В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

3                   В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

4                   В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

5                   В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6                   Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7                   Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8                   Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9                   Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10              Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11              Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12              Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

13              В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14              Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15              Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16              Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

17              Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

18              Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Обсуждение итогов конкурса. Жюри производит подсчет баллов. Представитель жюри комментирует правильность ответов.

 КОНКУРС 5

«Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. 

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

 

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

 

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

 

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

 

 Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

 

Обсуждение итогов конкурса. Жюри производит подсчет баллов. Представитель жюри комментирует правильность ответов.

Конкурс 6. КРОКОДИЛ.

По человеку из команды. Ведущий показывает статью Конвенции. Игроки мимикой объясняют ее своим группам. Выигрывает команда, быстрее отгадавшая статью конвенции. 

Обсуждение итогов конкурса. Жюри производит подсчет баллов. Представитель жюри комментирует правильность ответов.

1.3. Просмотр учебного фильма о правах человека.

В качестве закрепления материала о правах человека участники тренинга смотрят учебный фильм. В это время жюри производит подведение итогов всех конкурсов и выявляет команду – победителя, которой вручаются медали (призы, грамоты и т.д.)

 

Тема 2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

 

Вопрос к учащимся:  Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

Дискуссия с наводящими вопросами от ведущего.

В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, какие законы , программы, стратегии принять и стараться выполнить все намеченное, какие механизмы для этого нужны, какие созданы институты и структуры по защите прав детей.

Дискуссия с наводящими вопросами от ведущего.


В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.  Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Если государственный сектор дал сбой по защите ваших прав, вы можете обратиться в НКО.

 

Тема 3. ТРЕТИЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВА

 

Ведущий: - Давайте поговорим о … вашем будущем.  Кто-то из вас станет менеджером, врачом , учителем, строителем, журналистом или бухгалтером. Кто-то будет А кто-то поступит на государственную службу -  станет судьей, полицейским, дипломатом, чиновником , а может , министром, депутатом, или даже президентом. А кто-то посвятит свою жизнь служению людям, защите их прав и интересов. Но кем бы вы не стали, вы с детства должны понимать, что такое ГОСУДАРСТВО и кто вы – для государства.

И Что такое ПРАВА ЧЕЛОВЕКА  и что нужно делать, чтобы эти права не нарушались. ( Слайд шоу с вопросами)

Дискуссия по слайд-шоу . Ребята высказываются об увиденном на фотографии. Делают свои предположения о нарушенном праве и о том, что заставило граждан принять участие в акции. При наводящих вопросах ведущего участники обсуждают права граждан, в том числе на общественные объединения, на митинги, акции и правилах их проведения.

Дискуссия на тему: КТО может и должен защитить права этих граждан?

Ведущий: - Давайте посмотрим на структуру ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

Фактически наше гражданское общество можно разделить на три основных сектора.

Первый сектор - государственный. Он включает органы законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, все виды предприятий и организаций, основанных на государственной форме собственности.

Второй сектор - коммерческий или бизнес- сектор. Это сектор негосударственных коммерческих фирм, действующих на основе рыночных законов.

Что же касается третьего сектора, то существуют как узкая, так и широкая трактовка этого понятия. Согласно узкой трактовке третий сектор - это сектор негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социально-значимых проблем общества.

Мы  остановимся на некоммерческом секторе.

 Кто из вас знает хоть что-нибудь о некоммерческих организациях?

Третий сектор  - это и есть НКО – т.е. все общественные объединения: формальные и неформальные, задача которых помогать людям защищать их права и интересы, в том числе ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ  на государство через письма,  пикеты, акции. Если суд, полиция, чиновники  т.е. представители государства нарушают ваши права ( а такое случается) либо не желают учитывать ваши интересы ( например, на чистый воздух, или на нежелание давать взятки, травить собак, несвежие продукты и т.д.) ВЫ НАЙДЕТЕ ЗАЩИТУ В НКО.  Закон о некоммерческих организациях передал часть важных полномочий по решению социальных, культурных, спортивных правовых вопросов именно НКО.

Таким образом, вы узнали, что некоммерческие организации, как следует из их названия, создаются не в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Наглядно значимость роли НКО в глобальной экономике иллюстрируют следующие оценки:

  • некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду;
  • некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресурсов. В деятельности НКО участвуют 40 млн. человек. Это 4,4%, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22,7 млн. человек, или 57% работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн. чел., или 43% – волонтеры. Высокий уровень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал

 

Тема 4. Развитие социальной активности детей и молодежи.

Волонтеры НКО. В основном это молодежь, школьники, студенты, участвующие в общественной жизни своего города, района, университета и школы. И об этом нам расскажут сами ребята.

Участники тренинга выступают со своими подготовленными презентациями о социальной активности, общественной деятельности, полезном досуге, участии в жизни школы, района, города, участии в социальных проектах, общественных мероприятиях.

Дискуссия на тему : для чего детей и молодежь нужно вовлекать в общественную жизнь, как лучше развивать социальную активность молодого гражданина.

Подведение итогов. 

Выступают по очереди все «игроки» и  ведущий.