1. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  2. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  3. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  4. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  5. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
АНО "ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСТВА И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ ГРАНД"СМИ
Главная \ БЕЗ АГРЕССИИ В СЕТИ \ ПУБЛИКАЦИИ И МЕТОДИКИ: Буллинг. Права ребенка

ПУБЛИКАЦИИ И МЕТОДИКИ: Буллинг. Права ребенка

Закон суров. Как привлечь к ответственности буллеров

Только обзови:

школы обяжут бороться с травлей учащихся

Как образовательные организации должны справляться с буллингом и какие штрафы могут ввести за бездействие

https://iz.ru/1408519/natalia-bashlykova/tolko-obzovi-shkoly-obiazhut-borotsia-s-travlei-uchashchikhsia

Закон суров

При выявлении случаев буллинга в школе рекомендуется поставить в известность администрацию учреждения, попробовать урегулировать ситуацию с привлечением к диалогу родителей или иных законных представителей (опекунов, попечителей) детей и при отсутствии взаимопонимания обратиться в полицию или суд.

— Нельзя забывать об эмоциональном состоянии ребенка, подвергшегося травле. Следует обратиться к специалистам, чтобы в будущем данная ситуация не привела к другим неприятным последствиям, в том числе во взрослом возрасте, .

Ответственность за травлю может наступать различная: и административная, и уголовная, и гражданско-правовая.

— За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 5.61. КоАП РФ. Наказание — наложение административного штрафа на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

За оскорбления в интернете штраф увеличивается — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Причем административной ответственности подлежит гражданин, достигший 16 лет. Строже наказывается то же деяние, если оно содержится в публичном выступлении, СМИ, интернете, совершено должностным лицом или совершено повторно..

— За клевету (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию) наступает уже уголовная ответственность по ст. 128.1 УК РФ.

В исключительных случаях буллинг может также приводить к самоубийствам. За доведение несовер шеннолетнего до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего грозит лишение свободы от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового согласно ч. 2 ст. 110 УК РФ. За данные уголовно наказуемые деяния ответственность наступает с 16 лет

ЗИМИНА МАРГАРИТА

https://iz.ru/1329866/evgeniia-borodina/sotvorenie-mira-v-shkolakh-moskvy-stanet-bolshe-iacheek-protiv-bullinga

 

Сотворение мира: в школах Москвы станет больше ячеек против буллинга

 

— Также можно привлечь агрессора к гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме этого, возможна компенсация морального вреда. Следует учитывать, что до 14 лет за несовершеннолетних вред будут возмещать родители.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

— Статья 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность за административное правонарушение в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Статья работает и в случаях до 14 лет.

В связи с тем что ребенок по мере роста развивается психологически, в действительности с 14 лет в сознательном возрасте можно судить о том, что ребенок совершает осознанно правонарушение, что свидетельствует о неисполнении его родителями обязанностей по воспитанию. На практике статья применялась к родителям детей, минимальный возраст которых был 12 лет.

Если говорить о неисполнении других обязанностей родителей, то они распространяются на весь возраст несовершеннолетнего от 0 до 18 лет, отметили в Ассоциации юристов России.

https://www.woman.ru/kids/teens/thread/5569347/

Травля в спортивной секции

Привет, мне 13 лет и я хочу поделиться своей историей. Надеюсь вы сможете помочь мне.  В 9 лет я пришла первый раз на спортивную секцию.Ко мне все относились нейтрально кроме одной девочки(ей было 10 лет).Она всегда всячески пыталась меня обидеть, поставить в неловкое положение и поугарать.Я не могла ей ответить тем же .Она была да и сейчас одна из самых популярных девочек у нас на тренеровке.Если бы я была против неё, все были бы против меня. Да и впринцепи я очень боялась. Так как этот спорт я очень люблю мне приходилось всё это терпеть.Это продалжалось года 2-2,5 потом ещё перевели в другую группу(для старших ребят).Но дело в том что год назад меня перевели в ту же группу куда ходит она.Целый год она не обращала на меня внимания и всё было нормально.Но на этой неделе всё изменилось.Она может начать не из за чего просто урагать надо мной, когда идёт толкает плечом, прячет мои вещи.Например сегодня перед тем как идти домой я искала свою шапку, оказалась что это она её забрала и назвала мою шапку уебанской.Я не понимаю что я ей такого сделала, ведь с самого первого дня я всячески избегала её.К другим девочкам она так не относится( либо дружит либо не общается).
ПОДСКАЖИТЕ ЧТО МНЕ С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Ведь раньше я чуть не бросила спорт из за такого отношения ко мне

Ответ психолога:

Большинство буллеров — это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера, с высокой самооценкой и сниженной эмпатией, отмечает Анна Тимофеенко. Эксперт не исключает, что корни проблемы зачастую кроются во взаимоотношениях в семье, где со стороны взрослого могут демонстрироваться игнорирование, манипулирование, потакание. При этом буллер может вырасти и в благополучной семье, и в асоциальной. По словам эксперта, те, кто занимается травлей, хотят самоутвердиться. Этим детям не хватает внимания, подтверждения самоценности, уважения со стороны взрослых. Тоска по таким чувствам вызывает агрессию, которую подростки какое-то время подавляют, так как не могут выплеснуть ее на родителей. Поэтому они ищут себе подходящую мишень.

— Уважение важно для любого человека. Учить этому детей лучше всего на собственном примере. Мы разные, и нет никаких причин считать «необычность» другого чем-то неправильным. Ну и, конечно, следует проявлять уважение и к самому ребенку — считаться с его мнением и желаниями, слышать его. Таким образом, ему не нужно будет ничего никому доказывать, потому что он будет понимать свою значимость и видеть ее со стороны родителей, — говорит эксперт.

Психологи сетуют: понять, что твой ребенок на самом деле — злой и циничный буллер, весьма сложно.

— Это не так просто сделать, особенно если у школьника нет проблем с общением и много друзей. Редкий родитель будет проверять, не изводит ли ребенок издевками своих одноклассников. Но можно обратить внимание на то, как, например, он высказывается в адрес других учеников. Не фигурирует ли чье-то имя постоянно в негативном контексте.

https://iz.ru/1395921/ivan-petrov/chat-kutezha-kazhdyi-desiatyi-podrostok-poseshchaet-nochiu-sotcseti

НАБИЕВА АЛИСА

Чат кутежа: каждый десятый подросток посещает ночью соцсети. Эксперты назвали угрозы для российских детей в интернете

Эксперт также советует проверить страничку сына или дочери в соцсетях. Возможно, ребенок выкладывает чужие фотографии с насмешливыми подписями или оставляет негативные комментарии под чужими постами. Специалисты советуют взрослым обращать внимание на сообщения в родительских чатах. Возможно, чья-то мама уже бьет тревогу, что ее ребенка обзывают.

По мнению Бочковой, в обществе присутствует стереотипное убеждение, что жертвы травли сами виноваты, что с ними такое происходит. Мол, они себя не могут защитить, значит, недостаточно сильны. В обществе, где главенствует культура насилия, к таким людям относятся с презрением, перекладывая на них ответственность за происходящее, подчеркивает эксперт.

— Мы понимаем, что, когда ребенок сталкивается с систематическим насилием (а буллинг — это не что иное, как насилие), его психика еще не сформирована окончательно. Его представление о себе как о личности очень сильно зависит от мнения о нем других людей, особенно сверстников. Маленькому человеку важно принятие. Он сильно зависит от чужой оценки, и когда коллектив его унижает, это, безусловно, сказывается на личности.

Когда формируются личность и психика человека, ребенок может идентифицировать себя с агрессорами, то есть с теми, кто на него нападал. В нем формируется агрессивная составляющая, которая в целом настроена защищать от возможного повторения негативных реакций и работать на опережение.

— Этот комплекс реакции очень индивидуален и зависит от множества разных факторов, например от типа личности, темперамента, характера. Играют роль обстановка в доме, альтернативные коллективы для общения. В отчаянии, будучи не в силах исправить ситуацию по-другому, человек может выбрать очень искаженный защитный вариант и отомстит обидчикам за то, что с ним случилось, — предостерегает Ольга Бочкова

Эксперты советуют поговорить со своими детьми о том, что такое травля, как она проявляется, объяснить, чем нежелание общаться с конкретным человеком отличается от агрессии по отношению к нему и почему эта агрессия считается насилием. Подросток должен знать, что за свои действия надо отвечать.

Дело Белой вороны. Методика ролевой игры

https://urok.1sept.ru/articles/684540/img1.jpgРОЛЕВАЯ ИГРА «СУД НАД БЕЛОЙ ВОРОНОЙ»

 

Модератор : - Ваша задача – отыграть роли, побыть актерами. Я раздам вам роли с кратким описанием о чем вы будете говорить, ваша задача – подготовить речь, чтобы суд присяжных вам поверил

Роли:

Прокурор (обобщает сказанное свидетелями обвинения): «Белая ворона» - изгой общества».

 

Первый свидетель обвинения: «Белая ворона» имеет непривлекательную внешность, которая вызывает насмешки, жалость или отвращение у окружающих».

Второй свидетель обвинения: «Белая ворона» находится в непривлекательном социальном статусе (малообеспеченная семья, иное гражданство)».

Третий свидетель обвинения: «Белая ворона» с трудом находит друзей, не доверяет окружающим».

Четвертый свидетель обвинения: «Белая ворона» не достигнет успеха в жизни, т.к. не умеет и не хочет прогибаться, быть как все».

 

Адвокат (обобщает сказанное свидетелями защиты): «Белая ворона» - уникальная личность».

 

Первый свидетель защиты: «Белая ворона» не задумывается о своей внешности, демонстрирует внутреннюю свободу от типовых шаблонов привлекательности».

Второй свидетель защиты: «Белая ворона» не тяготится особым социальным статусом, духовная сторона жизни для нее гораздо важнее, чем материальная».

Третий свидетель защиты: «Белая ворона» избирательна в отношениях, близко сходится только с духовно целостными личностями, которые ценят внутренние положительные качества, а не внешние атрибуты успешности человека».

Четвертый свидетель защиты: У «белой вороны» отсутствует страх быть оригинальной личностью, что помогает достичь феноменального успеха».

 

Судья: готовит речь о вынесении приговора Белой Вороне.

Остальные участники, которым не досталось роли – это суд присяжных, которые будет совещаться и выносить приговор.

Проведение суда над Белой Вороной

 

Сначала выступают свидетели обвинения, их сразу же опровергают свидетели защиты. Т.е. сначала выступает первый свидетель обвинения, за ним первый свидетель защиты, потом второй свидетель обвинения – второй свидетель защиты и т.д. Далее выступает прокурор с обобщением речей свидетелей обвинения, потом адвокат с обобщением речей свидетелей защиты. После выступления суд присяжных удаляется на голосование, передает итоги судье. Судья зачитывает приговор.

Примечание: за три года проведения данного урока дети всегда оправдывали Белую Ворону и призывали общество понять ее и помочь. В тех случаях, когда некоторые ребята голосуют против белой вороны (изгнать, был вариант казнить), предлагаю каждому несогласному обосновать свое решение. Потом мы говорим о том, что все общество изменило мнение о белой вороне и старается ей помочь. Где гарантия, что продолжая вести себя против белой вороны (а значит и общества в целом), вы сами не станете белой вороной?

Дискуссии проходят оживленно, на практике все несогласные меняли свое мнение (если эта ворона не будет ко мне лезть и приставать, я не против ее присутствия). Интересно наблюдать за детьми в процессе обсуждения темы и проведения суда. Как меняются их суждения, их мысли, их глаза.

 

Вывод:  О необходимости толерантного отношения к окружающим людям, проводят такие уроки и тренинги на сплочение классного коллектива, тренинги на развитие терпимости.

После цикла перечисленных выше мероприятий учащиеся эффективно пресекают проявления насилия. Если этой проблемой серьезно заниматься профилактически, то высока вероятность того, что можно избежать многих конфликтов, и многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.

 

Третий свидетель обвинения:

 

«Белая ворона» с трудом находит друзей, не доверяет окружающим».

 

 

Четвертый свидетель обвинения:

 

«Белая ворона» не достигнет успеха в жизни, т.к. не умеет и не хочет прогибаться, быть как все».

 

 

 

 

Адвокат

(обобщает сказанное свидетелями защиты):

 

«Белая ворона» - уникальная личность».

 

 

Прокурор 

(обобщает сказанное свидетелями обвинения):

 

«Белая ворона» - изгой общества».

 

 

 

 

Первый свидетель обвинения:

 

«Белая ворона» имеет непривлекательную внешность, которая вызывает насмешки, жалость или отвращение у окружающих».

 

 

Второй свидетель обвинения:

 

«Белая ворона» находится в непривлекательном социальном статусе (малообеспеченная семья, иное гражданство)».

 

Присяжный

Суд присяжных

 

совещается и выносит приговор.

 

 

Судья:

 

готовит речь после вынесения приговора Белой Вороне

 

Четвертый свидетель защиты:

 

У «белой вороны» отсутствует страх быть оригинальной личностью, что помогает достичь феноменального успеха».

 

 

 

Второй свидетель защиты:

 

«Белая ворона» не тяготится особым социальным статусом, духовная сторона жизни для нее гораздо важнее, чем материальная».

 

 

Третий свидетель защиты:

 

«Белая ворона» избирательна в отношениях, близко сходится только с духовно целостными личностями, которые ценят внутренние положительные качества, а не внешние атрибуты успешности человека».

 

 

Первый свидетель защиты:

 

«Белая ворона» не задумывается о своей внешности, демонстрирует внутреннюю свободу от типовых шаблонов привлекательности».

 

 

Присяжный

Суд присяжных

 

совещается и выносит приговор.

 

 

 

 

Присяжный

Суд присяжных

 

совещается и выносит приговор.

 

 

 

 

 

Присяжный

Суд присяжных

 

совещается и выносит приговор.

 

 

 

Учитель физкультуры

 

Не выполняет нормативы

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки

 

Абсолютно нет слуха и голоса

 

 

Учитель математики

 

Феноменальные способности

 

Директор

 

Мне не нужно проблем

 

Ворон-папа

 

Мой белый вороненок останется в классе, а кто будет обижать, будет иметь дело со мной

В травле виноваты хулиганы.

 

 

 

 

Ворона –мама

 

Наш белый вороненок – самый лучший. Мы поменяли уже три школы.

Я готова его перевести в четвертую

В травле  виновата школа

 

Колумбайниана. Методы анализа и профилактики насилия в школе.

Почему ученик приносит оружие в школу и без причины открывает огонь по одноклассникам и учителям?

Школьные стрелки злые? Сумасшедшие? Их мотивирует месть?

Ненависть к жертвам? Жажда внимания?

Почему люди применяют насилие друг к другу, неясно.

Ученые, мыслители, историки изучали этот вопрос на протяжении веков, но ответ по-прежнему не найден. Корни насильственных действий разнообразны и сложны. Совокупность факторов варьируется в зависимости от личности стрелка и обстоятельств, которые его мотивируют. Понять насилие уже после его проявления сложно. Попытаться оценить угрозу и предотвратить её осуществление - ещё труднее.

В этом пособии представлена системная процедура оценки и профилактики угроз. Модель адресована преподавателям, специалистам в области психического здоровья и правоохранительным органам.

Колумбайниана. Методы анализа и профилактики насилия в школе 

Профилактика буллинга. Игры на повышение сплоченности детских групп

Профилактика буллинга.

Игры на повышение сплоченности детских групп

В сборнике приведены 100 игр, которые можно использовать на тренингах с детьми самого разного возраста : от 5 до 17 лет. 

Профилактика буллинга - игры на сплочение детских групп

ПОЛОЖЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА И ДОБРЫХ ДЕЛ "ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ"

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС ТВОРЧЕСТВА И ДОБРЫХ ДЕЛ

"ДЕТСТВО БЕЗ АГРЕССИИ"

Проводится в рамках Президентского социально-значимого проекта «Без агрессии в сети»

1.      Цели и задачи конкурса  

  • Содействие развитию социальной и творческой активности детей и молодежи 
  • Профилактика буллинга, агрессивной ксенофобии, асоциального поведения.
  • Продвижение волонтерства среди детей и молодежи, в том числе арт-волонтерства
  • Содействие гражданскому образованию и воспитанию детей, формирование социальных и нравственных жизненных ориентиров
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к взаимодействию со сверстниками, приобщение к общечеловеческим ценностям и культуре
  • Защита  от деструктивного влияния интернет через творчество и добрые дела
  • Формирование правовой культуры детей и  подростков, уважения достоинства человека.

2022 Положение МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС творчества и добрых дел Детство без агрессии   

Сборник методик. Речевая защита. Учимся управлять агрессией

Речевая агрессия захватила множество сфер современного общества: укоренилась в политике и СМИ, проникла в бизнес и рекламу, закрепилась в семье и школе.

Рост преступности, социальная нестабильность, стремительный темп жизни, падение нравов – все эти факторы так или иначе способствуют тому, что грубое и обидное общение, словесное недоброжелательство, резкость высказываний становятся едва ли не нормой повседневности. Конечно, речевая агрессия возникла не сегодня – эта проблема стара как мир.

О неподобающем, далеком от гармоничного употреблении языка писали еще античные комедиографы Аристофан и Плавт. По этому поводу сетовал в XV веке немецкий поэт сатирик Себастьян Брант:

Язык у человека мал,

А сколько жизней он сломал,

Свой проявляя низкий норов,

Виновник сплетен, склок, раздоров!

Однако нынешнее наше существование исполнено речевой агрессии как никогда более масштабно и глубоко. Мы ругаемся, ссоримся, злословим, сплетничаем. Нам угрожают, нас обвиняют, над нами насмехаются.

По некоторым данным, современный дошкольник в коллективе сверстников принимает участие в 7–11 актах речевой агрессии в час: обзывательствах, дразнилках, злых шутках. Что уж там говорить о взрослых! Но раз существуют устойчивые стереотипы, сложившиеся модели агрессивного речеповедения – должны быть и алгоритмы контроля агрессии в общении. Должны существовать стратегии сдерживания грубости в речи и приемы защиты от словесных нападок.

«И речь как всякий живой организм, покуда живет, не только несет болезни, но и вырабатывает антитела против них, защитные силы. И не вижу способа, серьезно говоря, как лечить речь чем-то еще, кроме речи», – справедливо замечено поэтом Всеволодом Некрасовым.

Овладение методами и приемами коммуникативной защиты, умениями общаться без грубости и отражать словесные удары – важнейший момент личностного становления, жизненного опыта и профессионального роста любого цивилизованного человека. Народная мудрость советует либо вовсе не обращать внимания на словесные нападки («Брань на вороту не виснет»), либо достойно отвечать на них («На крепкий сук точи топор, на брань умей давать отпор»).

Этому и посвящено предлагаемое издание – продолжение книги «Речевая агрессия. Территория вражды».

Сборник методик. Речевая защита. Учимся управлять агрессией.

Последствие буллинга. Скулшутинг в образовательной среде.

Психологические исследования показывают, что скулшутинг в образовательной среде часто совершают подверженные буллингу ученики, которые неоднократно и в течение долгого времени испытывают травлю со стороны сверстников. Буллинг – это агрессивное поведение с намерением причинить вред другим, выраженное в некоторых действиях, повторяющихся с течением времени.

Буллинг - особый тип агрессии, в течение длительного времени направленный на причинение ущерба, при котором существует дисбаланс власти, когда более могущественный человек нападает на менее могущественного. Буллинг приводит к чувству беспомощности, изоляции, тревоге и депрессии, оказывает серьезное влияние на психосоциальное развитие детей. Результаты исследований указывают на сильную связь между социальным отвержением и насилием .

Имеются случаи скулшутинга, где нападавшие стремились отомстить за издевательства, травлю или безответную любовь. По результатам исследования, 71% скулшутеров до совершения нападения терпели травлю и запугивания, получали угрозы, подвергались насмешкам и серьезным нападениям со стороны сверстников . Скулшутеры из Колумбайна вели свою атаку во имя изолированных, притесненных и оскорбленных учеников . Акт мести был вызван общей болью и унижением со стороны сверстников с более высоким социальным статусом. Насилие порождает насилие, в этом смысле скулшутинг – ответная реакция на хроническое физическое и/или психологическое насилие . Тем не менее, не вполне ясно, дразнят ли будущих скулшутеров сильнее, чем их сверстников, которые не намереваются напасть на образовательную организацию .

Реакция СМИ на инцидент и распространение основного сценария массового расстрела, в основе которого лежит буллинг, может оказать значительное влияние на скулшутинг, усилив допустимость сценария массового насилия для разрешения проблем . Инцидент в школе Колумбайн получил широкую известность и стал образцом для подражания последующих стрелков . Освещение в СМИ событий, связанных с нападением на учебные организации, привлекает внимание общественности к изолированным и маргинальным персонам, одаривая их статусом знаменитостей . 

Скулшутинг в образовательной среде

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ. Российский и зарубежный опыт.

Сегодня не только террористические группы, но и в целом радикально настроенные течения, ведут разностороннюю пропаганду в молодежной среде.

Актуализируется необходимость использования современных технологий для распространения альтернативной информации среди молодежи, которая бы не «рекламировала» радикализм, агрессию, негативные проявления, а содержала позитивные ценности и «правильные» стратегии поведения для детей и молодежи.

В ниже приведенном исследовании анализируется опыт зарубежных и отечественных проектов по профилактике. Особое место уделяется визуальным материалам как эффективному инструменту идеологической работы и способу подачи информации для современной молодежи, отличающейся «клиповым мышлением», воспитанной и живущей в рамках «экранной культуры». Необходимо вести целенаправленную работу по созданию и распространению позитивного контента.

Молодежное информационное поле нуждается в насыщении грамотно поданными визуальными материалами. В современной российской интернет-культуре имеется потенциал для создания контента для контрпропаганды, направленной против терроризма, экстремизма и агрессии. 

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ. Российский и зарубежный опыт.

ЭКСТРЕМИЗМ. 100 ОТВЕТОВ НА НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ

Экстремизм в молодежной среде обладает своей спецификой.

Отличительные признаки экстремизма, развивающегося в молодежной среде, определяются, прежде всего, переходным характером социальной группы, к которой относится молодежь. Развитие политического экстремизма в молодежной среде обусловлено следующими факторами и обстоятельствами. Во-первых, молодежь, являясь одной из крупнейших социально демографических групп общества с определёнными возрастными особенностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, одновременно, как ни печально это признавать, склонна к экстремистским настроениям.

Отрицание компромиссов, радикализм и нетерпимость, максимализм и нигилизм, пренебрежительное отношение к собственной жизни и готовность к самопожертвованию становятся основой мировосприятия молодых экстремистов, делают их жестокими и возводят данную социальную категорию в группу риска.

Во-вторых, органической средой для потенциальных экстремистов становятся деструктивные социально-политические, экономические, духовноидеологические причины, толкающие неокрепшие умы в ряды экстремистских организаций. Безнаказанность проявления экстремизма создает впечатление вседозволенности, что, несомненно, ведет к его нарастанию. Социальная дифференциация, коррупционные проявления, низкая правовая защищенность общества, бесконтрольность средств массовой информации, в особенности Интернета, также создают условия и предпосылки к проявлению экстремизма в молодежной среде.

В-третьих, в условиях социальной нестабильности репродуктивная функция молодежи существенно актуализируется. От того, как живет и чувствует себя молодежь сегодня, зависит, как страна будет жить через 15–20 лет. Вместе с тем, молодое поколение сегодня, чьи родители с трудом перенесли тяготы и лишения 90-х годов XX века, совершенно иного склада, что при определённом стечении обстоятельств делает ее легкой мишенью экстремистски настроенных организаций в их политической борьбе.

В-четвертых, молодёжь играет важную роль в политической сфере общества. На молодежь опираются различные политические силы во время радикальных преобразований. При этом молодежь является самой мобильной частью электората, за голоса которого разворачивается ожесточенная борьба. Примеры последних лет, имевшие место на постсоветском пространстве, явственно доказали применение молодежного ненасильственного экстремизма в борьбе за власть.

Молодежный  экстремизм представляет собой относительно новый феномен современной политической жизни. Активизация политической борьбы за молодёжный электорат на территории России свидетельствует о наличии субъектов политики, которые, вовлекая в свои ряды молодежь, делают ставку на будущие политические дивиденды. Поэтому молодежный политический экстремизм требует комплексных профилактических мер.

ЭКСТРЕМИЗМ. 100 ОТВЕТОВ НА НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ