1. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  2. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  3. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  4. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
  5. Гранд Жэтэ

    Гранд Жэтэ
АНО "ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСТВА И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ ГРАНД"СМИ
Главная \ ПРОГРАММЫ и ПРОЕКТЫ \ БЕЗ АГРЕССИИ В СЕТИ \ ПУБЛИКАЦИИ И МЕТОДИКИ: Буллинг. Права ребенка \ В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах

В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах

В Госдуме РФ подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школе. Уже в ближайшее время его внесут на рассмотрение. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что на сегодняшний день отсутствуют правовые нормы, позволяющие предупреждать, пресекать и профилактировать случаи травли в образовательных организациях. Законопроект предлагает закрепить понятие травли и формирует основу для дальнейшего составления государственной программы и единого стандарта ее профилактики. Речь идет также о разработке мер по психологическому восстановлению и социализации после случая травли. Согласно последним опросам, почти половина российских школьников в возрасте 9-15 лет подвергались буллингу в школе или были его свидетелями.

госдума

Что предполагает законопроект

Порядок в терминах

Законопроект впервые вводит понятие «травли» и определяет его как «систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием электронных средств коммуникации».

Это определение не учитывает цели и мотивы такого поведения. Оно также необязательно подразумевает причинение вреда имуществу или здоровью. Таким образом, любое агрессивное поведение — психологическое или физическое — вне зависимости от причины, которое носит регулярный характер, будет считаться буллингом и потребует вмешательства взрослых. Буллинг может происходить хоть в школе, хоть в социальных сетях или мессенджерах. 

Законопроект выделяет виды травли, что позволяет четко отграничить ее от бытового конфликта и индивидуально работать с участниками. Например, пострадавшему подростку потребуется реабилитация, а всему классу — меры по оздоровлению психологического климата и обстановки.

Закон признает отдельными видами травли:

— бойкот (отказ разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);

— исключение жертвы травли из формальной или неформальной группы;

— обращение к жертве травли с использованием оскорбительных прозвищ;

— умышленное похищение и/или повреждение имущества жертвы травли независимо от материальной ценности этого имущества;

— публичное обсуждение физических, психологических и/или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли, ее поведения, высказываний; распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);

— кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет и иных электронных средств коммуникации);

— иные формы систематического агрессивного психологического и/или физического поведения и/или насилия по отношению к жертве травли, характеризующиеся неравенством сил, осуществляемое в том числе коллективно.

Кроме того, законопроект разделяет роли участников травли. Это необходимо, чтобы эффективно реагировать на случаи травли и предлагать меры индивидуальной профилактики:

  • Жертва травли — лицо, в отношении которого осуществляется травля.
  • Участник травли — лицо или группа лиц, которое осуществляет травлю.
  • Организатор (зачинщик) травли — участник травли, по инициативе которого она начинается.
  • Наблюдатель травли — лицо, которому стало известно об эпизодах травли, но не осуществляющее травлю.

Дополнительная или специальная ответственность учеников, которая зависит от того, являются ли они зачинщиками или участниками травли, отсутствует.

Единые стандарты работы

Законопроект предлагает ввести на общегосударственном уровне два важных инструмента:

  1. Государственная программа профилактики травли.
    Это комплекс мероприятий, цель которых — создать систему предотвращения травли, повысить осведомленность о ней, обучить, как правильно и эффективно реагировать на буллинг, провести социальную адаптацию участников травли. Конечная цель программы — создать систему ценностей на основе взаимного уважения, эмпатии и взаимопомощи, развитие у учеников социальных навыков.
  2. Единый стандарт профилактики травли.
    Он определяет общие требования к мероприятиям для предотвращения травли и к оценке психологической обстановки как в школе в целом, так и в конкретном классе в частности. 

Изменения для школ и другие предложения читать далее. Жми на ссылку